Справедливость и доверительность налоговых отношений. Возможно ли?

 

На прошедшем Московском финансовом форуме достаточно много времени было посвящено налоговой тематике.

При этом широта обсуждаемых вопросов налоговой политики однозначно показала очень серьезную заинтересованность как налогоплательщиков, так и представителей властных структур в интенсификации развития налоговой системы под реалии текущего дня.

Принимавший участие в Форуме директор Ассоциации налоговых консультантов, Владимир Саськов, отметил крайне важный посыл неоднократно прозвучавший в разных панельных дискуссиях форума и сформулированный Руководителем ФНС России Даниилом Егоровым - как ориентир в развитии налоговой системы на справедливость и доверительность.

Безусловно, у каждого свои представления о справедливости в рамках функционирования налоговых правоотношений общества и государства. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что современная налоговая система должна оперативно и гибко реагировать на текущую ситуацию социально-экономического развития. Однако по мнению Владимира Саськова, в настоящее время налоговая политика на весах справедливости скорее находится на чаше дополнительных изъятий сверхмаржинальных бизнес-направлений. В частности, оперативное реагирование налоговой системы на сверхприбыли металлургов, вкупе с предложениями введения цифрового налога никоим образом не коснулись налоговых преференций, в том числе, например, в предоставлении налоговых каникул и отсрочек для потребителей металлургической продукции.

Возросшие издержки по расходам на металлургическое сырье зачастую не могут быть в полной мере компенсированы потребителями этого сырья и, не в последнюю очередь, речь идет о машиностроении и строительстве.

И в этой связи весьма познавательно прошла сессия под модераторством Руководителя ФНС России Даниила Егорова.

Поднимая очень важную тему доверительности налоговых правоотношений, Даниил Егоров рассказал о ментальной эволюции налоговых органов, позволившей в последнее десятилетие существенно повысить уровень доверия к налоговой службе.

И это, безусловно, на сегодня очень большое достижение. Ведь даже масштабная деятельность по развитию налоговых сервисов, по сути, призвана не только облегчить жизнь налогоплательщика, а делать всю систему взаимодействия прозрачной, доступной и более доверительной. В чем немалую роль сыграли не только налоговые сервисы, но и развитие института досудебного урегулирования и отработка жалоб и обращений налогоплательщиков.

Кроме того, Даниил Егоров поделился с участниками форума озабоченностью уровня налоговой культуры, вследствие чего вести сегодня речь о полной прозрачности и доверительности налоговых правоотношений пока утопично.

При этом, очень позитивно следует воспринимать высказывания Даниила Егорова в отношении методов проработки налоговыми органами вопросов развития системы налогового администрирования. В частности, он отметил, что все инициативы ФНС прорабатываются с экспертным сообществом. И если на сегодня существуют перегибы в том или ином направлении, то в большей степени это носит субъективный характер.

В частности, апеллируя к одному из спикеров относительно превышения в ряде случаев территориальными налоговыми разумных пределов запросов информации и документов, он обратил внимание на то, что предоставить документы, разъясняющие суть сделки все-таки проще, чем пережить выездную проверку, а во-вторых, отметил эффективность рассмотрения жалоб как инструмент защиты прав налогоплательщиков.

По мнению Директора Ассоциации налоговых консультантов Владимира Саськова, в целом, состоявшийся форум был интересным и достаточно дискуссионным. Общение и обратная связь с контролирующими органами всегда более эффективна в выстраивании конструктивного взаимодействия чем молчаливое недовольство действиями друг друга.